Дни Рождения
Праздники
О людях и событиях

Родился Алексей Степанович Хомяков — русский философ, поэт, публицист; основатель славянофильства.

13.05.1804 (01.05.1804 стар.ст.) Сообщить об ошибке

Родился Алексей Степанович Хомяков. Из старинного дворянского рода. Получил домашнее образование, сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. Был близок московскому кружку "любомудров". Сотрудничал в журнале "Европеец", "Москвитянин", "Русская беседа", был председателем общества любителей русской словесности при Московском университете. Сторонник отмены крепостного права путем реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политическую власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение общественного мнения, отмена смертной казни и тому подобное). Статьей Хомякова "О старом и новом", распространявшейся в списках, датируется возникновение славянофильства. Творчеству Хомякова свойственна полемическая направленность (критика католицизма, протестантизма, западников, немецкого классического идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте), характеризующей природу не только христианской церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. Тем самым "соборность" трактуется Хомяковым как общий метафизический принцип устроения бытия — множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (противоположный тип — "ассоциация", формальное, внешнее соединение множества элементов). В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по Хомякову, динамично: он наделен способностью устремляться к бытию, Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, "истинная вера", когда все многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом Хомяков отводил воле). Вера — это одновременно "познание и жизнь", "живознание". В социальной философии противопоставление "соборности" и "ассоциативности" выступает у Хомяков в виде антитезы общины и "дружины" (или "коммуны"), "истинного братства" и "условного договора" и т. д.; идеализируя русскую крестьянскую общину, он усматривает в ней наибольшее приближение к общественному идеалу. Мировая история, по Хомяков, это история народов, каждый из которых мыслится в духе романтизма как коллективная личность, "живое лицо", наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется у Хомяков соотношением начал "ассоциативности" и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур к двум началам — "кушитскому" (покорность необходимости — вещественный или логический, религиозный магизм и тому подобное) и "иранскому" (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т. д.). Специфический характер русской истории Хомяков, как и др. славянофилы, усматривал в православии как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием "чужеродных" начал западной цивилизации привело, по Хомякову, к разрыву между "просвещенным обществом" и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. В рамках этой культурно-исторической и социальной утопии славянофилов Хомяков, в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам русской истории. Поэтические произведения Хомякова — стихотворные трагедии "Ермак" и "Дмитрий Самозванец", лирические стихотворения — тесно связаны с его философскими и историческими воззрениями, проникнуты гражданским пафосом ("России" и др.).

назад
 
Разработка и сопровождение сайта - ЮТЦ "Ориентир"