09.01.1890
Родился Карел Чапек. Окончил философский факультет Пражского университета. Печатался с 1907 года. Большая часть ранних рассказов 1908—1913 годов (вошли в сборники "Сад Краконоша", "Сияющие глубины") написана совместно с братом Й. Чапеком.
Трагические события 1-й мировой войны 1914—1918 годов определили напряженные поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие", "Мучительные рассказы", близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник", строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.
Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R." — о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса"; романы "Фабрика Абсолюта" и "Кракатит"). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале, заключенном в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.
В начале 1920-х годов Чапек создает путевые очерки "Письма из Италии" и "Письма из Англии" и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.
Во 2-й половине 1920-х — начале 1930-х годов Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец"). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана"). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы".
Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал", "Метеор", "Обыкновенная жизнь". Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Чапека — роман "Война с саламандрами", в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь", повести "Первая спасательная", последней пьесы Чапека "Мать".
Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.