04.09.1768
Родился Франсуа Рене Шатобриан. Учился в коллежах Доля и Ренна. В 1786 году поступил на военную службу, при дворе сблизился с оппозиционно настроенными писателями. В 1792 году выступил на стороне королевских войск против республики. В 1793—1800 годах — в эмиграции в Англии. Привлеченный Наполеоном Бонапартом к дипломатической деятельности, в 1803 году отправился в Рим; после провозглашения Франции империей подал в отставку. В период Реставрации — посол в Берлине, затем в Лондоне. После 1830 года отошел от политической деятельности. Литературное наследие Шатобриана составило основной фонд так называемого консервативного романтизма. Уже в заметках "Путешествие в Америку" наметилось разочарование Шатобриана в концепции "естественного человека". "Опыт о революциях" знаменует дальнейший отход Шатобриана от материалистических и атеистических традиций Просвещения: тяга человека к абсолютной полноте бытия оборачивается торжеством стихийных, разрушительных сил. Этому гибельному кругу иррациональных стремлений человека Шатобриан противопоставляет романтический идеал творческой индивидуальности, в общении с природой обретающей гармонию и душевное равновесие. В повести "Атала, или Любовь двух дикарей" Шатобриан полемизирует с концепцией "естественного состояния". Эгоистической активности индивида Шатобриан противопоставляет религиозное воодушевление ("Гений христианства"). В своей апологии христианства Ш. утверждал, что не холодный рационализм, а религиозное чувство питало вдохновение великих писателей прошлого, одухотворяя всякое подлинное произведение искусства. В повести "Рене, или Следствия страстей" впервые во французской литературе выведен образ романтического героя-страдальца. Традиционная для Шатобриана антиномия долга и разрушительной страсти снимается признанием бесцельности какой бы то ни было деятельности в условиях буржуазного общества. "Мученики", "христианская эпопея", задуманная как литературная иллюстрация основных теоретических положений "Гения христианства", воспевает первых христиан. Полны экзотики, мифов и чудес "История последнего из Абенсераджей" и "Натчезы", утверждающие превосходство христианской этики. Итог своим художественным и философским исканиям Шатобриан подвел в мемуарах "Замогильные записки". Ему принадлежат многочисленные статьи по вопросам истории, литературы и политики. В России Шатобриан высоко ценили К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин. Начало его критической переоценки положил В. Г. Белинский.
назад