25.01.1832
(13.01.1832 стар.ст.)
Родился русский живописец Иван Иванович Шишкин. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого и в петербургской АХ у С. М. Воробьева (в 1862—1865 годах пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе). Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской петербургской АХ. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (Передвижники). В начале своего творчества Шишкин следовал традиции романтического пейзажа середины 19 века ("Вид на острове Валааме", Киевский музей русского искусства); в 1860-e годы он преодолевает условность колорита и световых эффектов и обращается к возможно более объективному изображению русского лесного пейзажа, ставшего главной темой его творчества. Стремясь к точной передаче бесконечного разнообразия форм растительного мира, Шишкин от описательности и детализации пейзажного мотива ("Рубка леса", Третьяковская галерея, Москва) переходит к созданию целостных образов русской природы, композиционными средствами раскрывая идею величия и красоты родной земли, своеобразия ее лесов и полей ("Рожь", "Лесные дали", — обе в Третьяковской галерее, Москва). Постоянно работая над этюдами с натуры, Шишкин совершенствует светотеневое решение картин, добивается живописно-тонального единства, иногда обращаясь к мотивам изменчивого состояния природы ("Сосны, освещенные солнцем", Третьяковская галерея, Москва). Он раскрывает типически-выразительные и поэтические черты русского ландшафта, вводя в пейзаж жанрово-повествовательные элементы ("Утро в сосновом лесу",(медведи написаны К. А. Савицким), Третьяковская галерея, Москва; "Среди долины ровныя...", "Дубовая роща", — обе в Киевском музее русского искусства). Шишкин создал монументальные и жизнеутверждающие образы родной природы, созвучные демократическим идеям исторического бытового и портретного жанра передвижников, а в лучших произведениях поднялся до широкого обобщения, воспевая национальный пейзаж героического характера ("Корабельная роща", Русский музей, Ленинград).
Пристально изучая натуру, Шишкин много внимания уделял рисунку; офорты Шишкина, по содержанию и стилистически близкие его живописи, способствовали возрождению этого вида графики в России. Реалистические пейзажи Шишкина, ставшие широко популярными, сыграли важную роль в борьбе за народный характер русской культуры в 1870—1890-е годы.