Дни Рождения
Праздники
О людях и событиях

Родился Фридрих Шлегель, немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма.

10.03.1772 Сообщить об ошибке
Родился Фридрих Шлегель. Брат А. В. Шлегеля. Изучал классическую филологию в Лейпциге. В статьях 1790-х годов, написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение "объективно-прекрасного", резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство "манерного, характерного и индивидуального", смешение жанров, неустанное стремление к "новому, пикантному и поразительному" и т. п. ("Об изучении греческой поэзии"). В 1796—1801 годах в Йене издавал вместе с А. Шлегелем журнал "Атенеум", сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, "романтического" искусства (в его отличии от "классического", античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете. В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир, устремленной к "бесконечной полноте универсума", находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершенной, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Шлегель видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — "Разговор о поэзии"). С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, "чувства целого", побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего "Я", изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта "энциклопедия духовной жизни" индивида, — высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы — "В. Мейстер" Гете и "Дон Кихот" Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Шлегеля "Люцинда", вызвавшем обвинения в "непристойности", содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.
В 1802—1804 годах Шлегель — в Париже, издает журнал "Европа", проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В "Истории древней и новой литературы", продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. После обращения в католичество Шлегель жил в Вене, с 1809 года — на австрийской государственной службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 1790-х годах сменились теперь консервативно-романтическим идеалом "истинной империи", олицетворяемой австрийской сословной монархией (журнал "Конкордия" ("Concordia")). В "Философии жизни", "Философии истории", "Философии языка и слова" развивал идеи универсальной "христианской философии". Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы "расколотого сознания", предпосылкой подлинной "философии жизни", основанной на принципах христианского "спиритуализма", считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т. д.).
Шлегель — один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания ("О языке и мудрости индийцев").
назад
 
Разработка и сопровождение сайта - ЮТЦ "Ориентир"