Дни Рождения
Праздники
О людях и событиях

Родился Артур Шопенгауэр, немецкий философ-идеалист.

22.02.1788 Сообщить об ошибке
Родился Артур Шопенгауэр. С 1820 года приват-доцент Берлинского университета, с 1831 года жил во Франкфурте-на-Майне. Основные сочинения — "Мир как воля и представление". Кантовские априорные формы — время, пространство, категории рассудка — сводятся Шопенгауэром к единой основе — "закону достаточного основания". Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из которых складывается мир как "представление" субъекта. С др. стороны, мир, взятый как "вещь в себе", предстает у Шопенгауэра как слепая, безосновная "воля к жизни", которая дробится в бесконечном множестве "объективаций". Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству, что выражается в непрекращающейся "войне всех против всех". В то же время множество объективаций воли существует и как иерархическая целостность, отражающая иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) — адекватных объективаций воли. Высшая ступень в ряду объективаций воли — человек, существо, наделенное разумным познанием. Каждый познающий индивид сознает себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма человека. Социальная организация (государство) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали. искусство — создание гения, основывающееся на способности "незаинтересованного созерцания", в котором субъект выступает как "чистый безвольный" субъект, а объект — как идея. Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Подчеркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в самой "воле к жизни" с ее бессмысленностью и вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр — в противовес Лейбницу — называл существующий мир "наихудшим из возможных", а свое учение — "пессимизмом". Подлинным основанием морали Шопенгауэр считал чувство сострадания, благодаря которому обманчивая видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
Иррационалистическая и пессимистическая философия Шопенгауэра, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со 2-й половине 19 века, явившись одним из источников философии жизни и предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном); влияние Шопенгауэра испытали Р. Вагнер, Э. фон Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 году во Франкфурте-на-Майне основано Шопенгауэровское общество.
назад
 
Разработка и сопровождение сайта - ЮТЦ "Ориентир"