26.07.1856
Родился Джордж Бернард Шоу. По происхождению ирландец. Занимался журналистикой и литературой. Романы "Неразумный брак", "Любовь артиста", "Профессия Кэшеля Байрона" и самый острый по социальной тематике роман "Неуживчивый социалист" были отвергнуты буржуазными издателями и печатались в социалистической периодике. В качестве одного из лидеров "Фабианского общества" Шоу на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги. Уже в романах определилось ядро его творческого метода — парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Первая пьеса Шоу "Дома вдовца" вызвала скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса "Сердцеед". "Профессия г-жи Уоррен", трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907 году. Трудности с постановкой вынудили Шоу издавать пьесы. Названные пьесы составили сборник "Пьесы неприятные"; тогда же был издан второй цикл — "Пьесы приятные": "Оружие и человек", "Кандида", "Избранник судьбы", "Поживем — увидим!". Следующий цикл — "Три пьесы для пуритан": "Ученик дьявола", "Цезарь и Клеопатра", "Обращение капитана Брасбаунда". Один из создателей современной "драмы идей", Шоу утверждал тип пьесы-дискуссии, в которой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы общественной и личной нравственности. "Человек и сверхчеловек" — "комедия и философия", по определению Шоу, трансформирует традиционную тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде "Дон-Жуан в аду" устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистической цивилизации. "Другой остров Джона Булля" в образах двух главных героев противопоставляет не только национальные типы, но соответственно "романтика" и "реалиста". "Майор Барбара" содержит критику буржуазной филантропии; в пьесе — впервые у Шоу— высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Шоу остается остросоциальным драматургом. "Дилемма врача" показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой гуманный характер; "Андрокл и лев" критикует догматическое христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания посвящены "Женитьба", "Мезальянс", "Первая пьеса Фанни". "Разоблачение Бланко Поснета" содержит обличение религ. ханжества мещан. "Пигмалион", сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики. На Октябрьскую революцию 1917 года в России Шоу откликнулся гротескным фарсом "Аннаянска, большевистская императрица", где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе "Дом, где разбиваются сердца", написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Шоу обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия "Назад к Мафусаилу" — "метабиологическая" драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей. "Святая Иоанна" — трагедия, притом единственная у Шоу. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Шоу внес новый мотив: Деве дает силу не одержимость, а разум, которого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны "опасность" исчезла, ее реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни. После нескольких лет перерыва Шоу вернулся к драматургической деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих "политических экстраваганц" (т. е. эксцентрических комедий): "Тележка с яблоками", "Плохо, но правда", "На мели", "Простачок с Нежданных островов", "Женева", историческая пьеса "В золотые дни доброго короля Карла", комедия "Миллионерша". Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистическое общество зашло в тупик, буржуазная демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм ("Женева"). В 1931 году Шоу посетил СССР, другом которого был с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Шоу до самой глубокой старости. Последние пьесы Шоу — "Миллиарды Байанта", "Вымышленные басни". Не сразу проникнув на сцену, драматургия Шоу постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центральных явлений в литературе конца 19 — 1-й половины 20 веков. Остропублицистическое творчество Шоу одухотворено глубокими философскими раздумьями о социально-культурном и биологическом будущем человечества. Замечательное мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором обществ. и философской мысли. Лучшие пьесы Шоу прочно вошли в репертуар многих театров Советского Союза. Нобелевская премия 1925 года.