11.06.1864
Родился немецкий композитор Рихард Штраус. В детстве обучался игре на фортепьяно и скрипке. Музыкально-теоретические предметы и инструментовку изучал у Ф. В. Мейера. Получил мировое признание как дирижер, регулярно гастролировал в различных странах (в 1896 году впервые в России). В 1898—1918 годах — главный дирижер Берлинской оперы, в 1919—1924 годах — Венской оперы. После фашистского переворота Штраус был назначен президентом так нанываемой Имперской музыкальной палаты, однако в 1935 году был снят с этого поста. Наиболее значительное произведение Штрауса — программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Симфонические поэмы продолжают традиции программного симфонизма Г. Берлиоза и Ф. Листа, а также оркестрового письма Р. Вагнера. Их сюжеты и темы нередко заимствованы из классической литературы ("Макбет", "Дон Жуан", "Веселые проказы Тиля Уленшпигеля", "Дон Кихот"), старинных легенд. В ряде произведений сказалось влияние философии Ф. Ницше (поэмы "Смерть и просветление", "Так говорил Заратустра"). Первые сценические опыты Штрауса (оперы "Гунтрам", "Без огня") написаны под воздействием Вагнера. Впоследствии композитор выработал свой стиль, испытав влияние экспрессионизма и неоклассицизма. В операх Штраус использовал традиции мифологической оперы-сериа ("Саломея", "Электра", "Ариадна на Наксосе"), принципы старинной комической оперы ("Кавалер роз"), сюжеты из древней истории и мифологии ("Елена Египетская", "Любовь Данаи") и др. Лучшим страницам партитур Штрауса присущи глубокий психологизм, обостренная выразительность, драматургическая напряженность, тонкая передача разнообразных душевных состояний — от глубокого трагизма и философская сосредоточенности до жизнерадостного юмора. Произведения Штрауса отмечены изяществом, мелодической красотой, смелостью и богатством гармонии, сочной, красочной оркестровкой. Вместе с тем в них встречаются элементы натурализма ("Домашняя симфония"), преувеличенной экспрессивности, иллюстративности. В поздний период творчества Штраус отказался от большого оркестрового аппарата, стремясь к прозрачной инструментовке, тонкости и простоте музыкального языка, лаконичности выразительных средств (опера "Каприччо", "Метаморфозы" для ансамбля струнных инструментов, Три песни для голоса с оркестром). Творчество Штрауса оказало значительное влияние на европейское музыкальное искусство 20 века, способствовало развитию программной музыки и оперы, обогащению выразительных возможностей оркестра. Лучшие произведения Штрауса отмечены гуманистической направленностью, жизнелюбием, утверждением идеалов красоты. Почетный доктор Гейдельбергского и Мюнхенского университетов, член Академии искусств в Берлине.