Дни Рождения
Праздники
О людях и событиях

Иллюминации и фейерверки на Руси

14.08.2009 г.

Среди основного инструмента, употреблявшегося при изготовлении фейерверков, в начале XVIII столетия имелись: ракетный станок с поддоном, различные набойники, колотушки, мерочки, сита и прочее. Русские фейерверки поражали иностранцев. О фейерверках в Москве на Царицынском лугу в 1724 г. Берхгольц пишет: «Великолепный фейерверк продолжался более двух часов. Не думаю, чтобы бывало на свете много подобных ему». Фейерверки были великолепны. Дворяне и торговцы веселились, хотя народ в то время бедствовал.


Фейерверк 1724 г. в Москве стоил 19 тыс. руб. В 1762 г. также были огромные и дорогие фейерверки. Таким был, в частности, московский фейерверк 28 сентября 1826 г. перед кадетским корпусом. Трибуны были устроены более чем на 5 800 человек. Начало празднества положили два снопа по 101 ракете. После пылающих бриллиантами вензелей последовали огненные фонтаны. Затем в темноте засияли горы Парнас, Пинд и Селикон. Их сменил страшный треск от извержения марсова огня, пробежавшего в виде всеразрушающего метеора вдоль всей декорации. Затем перед изумленными взорами предстала великолепная триумфальная арка. На ней в образе величественной женщины в торжественной колеснице, запряженной четырьмя конями, восседала Россия. Ей предшествовали Слава и два славянских всадника. Были здесь и 8 жертвенников, и 4 колонны, и бой гладиаторов, и многое другое.


Всеобщее одобрение вызвало состязание в беге колесниц с всадниками, несколько раз промчавшихся перед зрителями. В течение 10 минут происходило огненное извержение Везувия, закончившееся взлетом 50 тыс. ракет и салютом из пушек. Этот грандиозный фейерверк представлял и новейшее достижение в пиротехнике, в частности шедевром в ней было состязание в беге. Развитию пиротехники помогала и литература. В 1779 г. обер-фейерверкер, майор М. В. Данилов (1722–1790 гг.) выпустил в Москве руководство «Довольное и ясное показание рецептов, по которым всякий сам собою может приготовить и делать всякие фейерверки и разные иллюминации». Эта работа (в двух изданиях) в течение десятков лет была лучшей. В 1852 г. в Москве издано обстоятельное сочинение П. Румянцова «Теоретическая и практическая пиротехния или искусство делать фейерверки», характеризующее научно-техническое состояние вопроса в это время. Даже приведенные несколько моментов из 250-летней истории фейерверка в Москве показывают, что замечательная советская пиротехника восприняла лучшие образцы и традиции русского пиротехнического искусства и значительно их развила.


Уважаемые читатели! За содержание данной статьи Администрация сайта "Информер событий" ответственности не несет! 

назад
 
Разработка и сопровождение сайта - ЮТЦ "Ориентир"